Микеланджело Буонарроти и его непревзойденный шедевр

Потолок в Сикстинской капелле

Известный скульптор, мыслитель, художник, поэт и архитектор Италии оставил неизгладимый след в истории человечества. Микеланджело Буонарроти один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. Главное предназначение гения – создание скульптур, но в 1508 году ему было поручено сделать роспись потолка Сикстинской капеллы. Свод этого обширного помещения 20 м в высоту, 12 м в ширину и 34 м в длину предстояло расписать Микеланджело. На тот момент он не обладал опытом живописца, да и работать ему пришлось в аварийном здании на высоте 20 м от пола. Ни один живописец Италии не брался за столь внушительную роспись площадью 600 м2. При всем этом роспись нужно было сделать не на стенах, а на потолке!

Пророк Даниил

Начало работы над потолком Сикстинской капеллы было положено 10 мая 1508 г. По истечении 4 лет мучительного труда, который требовал сверхчеловеческого физического, духовного и душевного напряжения, 5 сентября 1512 г. роспись была завершена.

Микеланджело, лежа на лесах на спине, в полном одиночестве расписал весь потолок капеллы. Ученикам не был доверен ни один фрагмент продуманного живописцем эпизода.

Папа Юлий II, являвшийся заказчиком произведения искусства, не раз торопил Микеланджело, но тот не допускал грозного заказчика в капеллу. Если же Папа и проникал под своды капеллы, то непременно был изгнан из нее живописцем, который якобы нечаянно сбрасывал в сторону старика доски с лесов. Отношения между Юлием II и Микеланджело были очень бурными. Поговаривают, что однажды Папа даже ударил живописца своим посохом.

Пророк Иеремия

На потолке капеллы гениальный живописец, скромно отрицавший свои художественные таланты, создал образы, которые по сей день являются яркими олицетворениями человеческих дерзаний и гениальности.

В своих письмах Микеланджело не раз писал: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». С полным правом творец прекрасной живописи, скульптур и гениальной рифмы заявлял: «Я тружусь через силу больше чем любой человек, когда-либо существовавший».

Отделение света от тьмы

В эпоху Возрождения плафонная живопись ограничивалась простой тематикой и носила исключительно декоративный характер. Плафон Сикстинской капеллы, талантливо выполненный гением Микеланджело, рожденный в муках и требующий от зрителя значительного напряжения, – стал исключением, отступлением от эстетики того времени.

Сцена «Сотворение Адама»

Сотворение Адама

Система росписи капеллы – это наиболее сложная композиция во всей живописи Европы. В ней было представлено 9 отдельных сцен, которые иллюстрируют события, описанные в книге Бытие. По мнению специалистов, наиболее безукоризненной и совершенной можно назвать сцену «Сотворение Адама». Описать впечатления зрителя, рассматривающего удивительную фреску, едва ли возможно. Каждый зритель ощущает себя соучастником акта Творения, созерцая эту сцену.

Во фрагменте фрески «Сотворение Адама» одной рукой Творец обнимает ангелов, как бы опираясь на них, а другую подносит к первому человеку, Адаму. Глядя на фреску, кажется, что она создана изначальным Творцом, а не по замыслу человека. Адам появляется в мир в тот самый миг, когда пальцы Бога и первого человека прикасаются друг к другу в жесте любви. Лица Бога и первого человека источают любовь. Небесный Отец желает своему творению быть не меньшим, чем Он сам.

Титанический мир Микеланджело

Грехопадение

Микеланджело, покрыл потолок Сикстинской капеллы титаническими образами, зародившимися изначально в его воображении. Создавая свой шедевр, живописец едва ли задумывался о том, как будет просматриваться с пола его творение, будь там внизу простой человек или грозный папа Юлий II. Как тогда, так и сегодня, все ощущают потрясение после увиденного.

Искусство скульпторов и живописцев эпохи Возрождения утверждают удивительное равновесие реального мира. Однако этого никак нельзя сказать о работах Микеланджело, которые наполняют душу восторгом наряду со смятением. Живописец возжелал превзойти природу и сотворить титана из человека. Микеланджело решительно отнял у эпохи Возрождения возможность безмятежного наслаждения самим собой. В противовес этому, художник показал, каким человек должен и может стать.

Фрагмент фрески "Страшный суд"

Искусный художник эпохи Возрождения создал в воображении людей образ человека, который в состоянии подчинить себе землю и не только!

Роспись Сикстинской капеллы заняла центральное положение в искусстве Высокого Ренессанса по всеобъемлющей содержательности замысла, грандиозности масштабов, по мощи и совершенству художественной передачи образов. Поразительно, но этих потрясающих по сей день мир результатов, Микеланджело Буонарроти достиг, не имея опыта фресковой живописи! Стоит задуматься, чего бы достиг этот гений эпохи Возрождения, будь он художником, а не скульптором изначально. Об этом мы можем только догадываться.

Оцените статью
Добавить комментарий